Чопан-шаухал Тарковский

Дагестан некогда один из вилайетов Османской Империи

Чопан-шаухал Тарковский: «Я и мой народ являемся другом друзей падишаха…».
Эти слова принадлежат устам Чопана шаухала (Шаухал, шамхал — титул кумыкских правителей Дагестана) существуют один из первых и даже самый первый близкий государственно — политический контакт между братским Дагестаном и Османской Империи. Страну гор посещал и наш выдающийся Османский путешественник Эвлия Челеби который положительно отзывался о тех людях которые заселяли географический Дагестан. Ключевым ролем нашего сегодняшнего парантеза станет Чопан шаухал — этот человек является правителем нашего братского народа Кумыков, которые по сей день составляют одну большую часть народов заселяющих Республику Дагестан.

Дата правления Чопана шамхала 1569-88 годы. По большой степени Чопан шамхал поддерживал своих братьев Османов против России и Ирана. Исходя из этого некоторые историки считают политику Чопана протурецкой. На стороне османов, он участвовал в походе на Астрахань, на союзную с Россией Кабарду, против кызылбашей Ирана. За военные успехи в Ширване, ему турецким сардаром, были переданны в удел санджак «Шабуран», а его брату, амиру Аварии Тучелаву санджаки «Ахты» и «Ихыр».

📜Существует письмо Чопана шамхала, направленный султану Мураду_III на чисто кумыкском языке, через своего посла Хусейн бека в 1574 году. Чопан-шаухал сообщает, что «готов служить государю, и что [он и его народ] являются другом друзей падишаха и недругом его недругов». «Достугъузгъа — дост, душманыгъызгъа — душман болуп» — это формулировка, в которой выражалась суть взаимоотношений. Шаухал в своем письме высказывает мысль о необходимости возрождения торговых и дипломатических связей, традиционно существовавших между его предками и предками султана. Чопан-шаухал пишет, что взаимная торговля улучшила бы благосостояние двух народов. Что интересно, в этом послании Чопан-шаухал просит падишаха, чтобы во главе османского войска, отправляемого на Кавказ, он назначил своего «сородича» Дагестанлы Оздемироглу Осман-пашу. и сообщает, что «30000 дагестанских храбрецов (арсланов) ожидают приказа, чтобы на стороне османской армии выступить против кызылбашей».

А в 1577-1578 гг. Чопан-шаухал принимает активное участие в отвоевании у сефевидов османами Ширвана и Дербента. Османские историки, описывая победу османских войск над кызылбашами в битве при Шемахе, упоминают и о шаухале.

📋Ибрахим Рахимизаде: «В счастливом правом фланге армии находился правитель Дагестана — шавхал-хан».

📋Ибрахим Эфенди Печеви: «В Шемаху прибыло 15 тысяч воинов-лучников, отряженных дагестанским шавхалом. Таким образом, исламское войско обрело весьма внушительную силу и мощь».

📃📜Вскоре при Чопан-шаухале между Тарковским и Османским дворами (правительствами) был подписан межгосударственный договор о дружбе и сотрудничестве. Суть договора сводилась к следующему:

кумыки отныне в своих мечетях будут читать хутбы во славу Османских султанов, признанных с начала 16 века халифами всех мусульман;

будут свободно пропускать через свою территорию крымские войска, прибывающие на помощь османам в Закавказье;

войска шаухала примут участие в войнах османов против Ирана, османы, в свою очередь, обеспечат кумыков боевым снаряжением и боеприпасами;

османы не будут вмешиваться во внутренние дела шаухалов и в вопросы престолонаследования;

в соответствии с вышесказанным и по пожеланию падишаха вновь избранному шаухалу будут вручаться знамя, флаг, герб, сабля и кафтан;

купцы и торговцы, въезжающие в пределы обеих стран, будут освобождаться от таможенных пошлин;

Дербент отдается во владение шаухалу.

Кумыкский шаухал всегда в даты, охотою выполнял призывы турецкого падишаха. Письма он слогал на тюркском языке, где в Османской Империи тюркский язык был государственным и обязательным языком. Не без причины турецкие султаны в международных трактатах всегда величали себя «падишахами татарских стран Кафы, Крыма, Дешт-и Кипчака и Дагестана. Османы были как мечом Ислама так и мечом Тюрок.

Как говорили мои предки: «Кавказ это такая местность, где на каждой горе присутствует свой язык». Всем нашим дагестанским подписчикам огромное приветствие и рукопожатие. Из всех языков стран гор, именно кумыкский язык мы понимаем хорошо, которая и является нам ближе по речи и культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *